Бернский Зенненхунд | Приобретение щенка, формирование характера и азы дрессировки

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЩЕНКА, ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА И АЗЫ ДРЕССИРОВКИ

  • Мы приобретаем бернского зенненхунда

Где мы купим собаку? Во всяком случае, только у серьезного собаковода! Обращай­тесь в Российский национальный клуб «Бернский зенненхунд» (тел. (495) 688-44-27). Вам охотно дадут адреса собаководов, как раз имеющих щенков или ожидающих их в ближайшее время. Нанесите ни к чему не обязывающий визит к собаководу и хорошо осмотритесь. Вольер или место, где выращиваются щенки, должны быть в безупречно чистом состоянии, точно так же — посуда для корма и питья. Проверьте, имеют ли собаки возможность достаточной активности на свежем воздухе и солнце. Как они ведут себя по отношению к собаководу и к вам? Радостно подходят, чтобы их погладили, или настроены недоверчиво и жмутся друг к другу в углу?

Не следует покупать робкого, боязливого щенка. Лишь с большим трудом, а то и вовсе не удастся вам отучить собаку от этой робости. Только те щенки, которые в фазе запечатления, начинающейся на четвертой неделе жизни и переходящей на восьмой неделе в фазу социализации, имеют много контактов с несколькими лицами, могут развиться в открытых, дружелюбных по отношению к человеку собак.

Правильно выращенные щенки находятся в хорошо выкормленном состоянии, не страдают ни кашлем, ни поносом и в любое время расположены к игре. Правда, если вам не повезет и вы прибудете в питомник вскоре после кормления, вы застанете щенков сонными и вялыми. Если пока все в порядке, взгляните на мать. Каковы ее характер и поведение, в каком состоянии она находится? Пусть вам покажут бумаги (родословную, справку об отце и вязке); спросите о степени дисплазии тазобедренных суставов у родителей.

Спрашивайте о кормлении, проведенных прививках и курсах лечения от глистов. В Российском национальном клубе собаководы контролируются руководством, хотя каждый из них, конечно, убежден, что у него самые лучшие щенки.

К сожалению, с некоторого времени бернских зенненхундов можно приобрести у торговцев собаками, в газетных объявлениях предлагаются наряду с многими другими породами и бернцы. Но будьте осторожны! Невозможно проверить, в каких условиях выращивались эти щенки в первые, решающие недели своей жизни. Большей частью у них за плечами долгое путешествие от заводчика к торговцу в ящике. Потом они сидят в слишком тесных боксах вместе с другими собаками в ожидании, пока их оттуда заберут. Цена может быть даже несколько ниже, чем у собаковода признанного клуба, но затраты на ветеринара обойдутся вам во многих случаях в сумму, в несколько раз превышающую эту разницу.

-  Кобель или сука?

Если вы нашли «своего» собаковода, вам нужно уяснить себе, предпочитаете ли вы кобеля или суку. Каждый пол имеет свои преимущества и недостатки. Кобели произ­водят впечатление своим мощным внешним видом. Однако их несколько труднее вос­питывать, так как они чувствуют себя вожаками стаи. Когда они подрастут, придется часто внушать им, кто хозяин в доме. Но будет несправедливым утверждать, что по части привязанности и любви к детям суки превосходят кобелей. Если по соседству есть суки, находящиеся в периоде течки, кобель становится неспокойным. Он плохо ест и стремится навестить свою избранницу. Неприятна также его потребность ставить метки на деревьях, кустах и углах домов, обозначая территорию своего господства. Сукам от природы подчинение дается легче, поэтому их воспитание создает меньше трудностей, хотя и здесь есть свои исключения. Два раза в год во время периодов течки ослабляется привязанность суки к дому и хозяевам, и тогда ее нужно держать под строгим контролем. Чтобы избежать привлечения запахом соседних кобелей, в критические дни мы увозим своих сук в автомобиле за город на прогулку. Но надо быть уверенным, что там вам не повстречаются бродячие кобели.

-  Выбор

Прежде чем вы примете окон­чательное решение о покупке, останьтесь еще на некоторое вре­мя трезвым и объективным при виде восхитительных комочков шерсти. Выбор щенка часто про­исходит спонтанно, когда отдают предпочтение щенку, который первым прибежит, потянет за шарф или еще каким-либо об­разом установит с нами контакт прежде своих братьев и сестер.

Все же проверьте щенка самым внимательным образом. Его мо­лочные зубы должны быть белы­ми, а прикус ножницеобразным.

Пупочная грыжа встречается у щенков зенненхунда сравни­тельно часто, но вы можете все же взять щенка со спокойной душой, переговорив с заводчиком о расходах, связанных с возмож­ным оперативным устранением грыжи.

Цвет глаз окончательно опре­деляется в возрасте от четырех до пяти месяцев. У щенка в возрасте шести недель они голубоватые. 

Uragan du Ruisseau Ensoleille с дочкой Зенненхунд России Доминикой

Uragan du Ruisseau Ensoleille с дочкой Зенненхунд России Доминикой


Однако за годы деятельности по надзору за разведением мы замечали, что глаза, имевшие в возрасте от шести до восьми недель голубоватый цвет, становились, как правило, карими.

Ребята, мне с вами совсем не скучно

Ребята, мне с вами совсем не скучно

 
  • Выращивание и воспитание.

-  Первые дни с бернцем

Первой нашей заботой будет приучить щенка к опрятности. Поэтому, как только вы прибудете домой, отнесите его к тому месту в саду, которое вы предусмотрели для «туалета» собаки. Оставайтесь здесь до тех пор, пока не дождетесь от щенка желаемого успеха. Похвалите его тотчас мягким, «нараспев», голосом. В ближайшее время необходимо последовательно приводить его к тому же самому месту сразу же после еды и сна, а также если он вдруг, опустив нос, начинает кружиться на вашем ковре. Если все же неприятность произойдет в вашем присутствии в доме, выразите свое неудовольствие громким «Фу!». Однако никогда не тычьте его носом в лужу или кучку. После первого урока опрятности вносите собаку в дом. Здесь надо дать щенку возможность спокойно и без помех познакомиться со своим новым окружением. Не приглашайте гостей в первые дни, в узком кругу семьи он лучше освоится в новой обстановке. После стольких новых впечатлений он и без того скоро устанет. Отнесите его к спальному месту. Щенок и молодая собака нуждаются для своего развития в продолжительном сне, поэтому не будите его только из-за того, что вам захотелось с ним поиграть. Если вы будете держать собаку в вольере, отнесите щенка при первых признаках усталости в его будку. Подложите ему на первые ночи вдали от братьев и сестер кусок ткани, принесенный от заводчика, или тот, в котором вы его привезли.Это несколько облегчит ему одиночество. Все же вы должны быть готовы к тому, что в растерянности от нового окружения он выразит свое горе громким воем. Ни в коем случае не поддавайтесь состраданию, останьтесь непреклонны и не берите малыша в спальню, иначе и в следующие ночи он будет пытаться достичь этой цели. Если он не успокаивается, вам придется несколько раз покинуть теплую постель и попытаться смягчить его тоску по дому утешающими словами и поглаживанием. Вы можете по­пробовать включить радио на небольшую громкость, может быть, тогда он не будет чувствовать себя таким потерянным.

От вашего заводчика получите вместе с планом кормления и привычный корм для щенка, хотя бы на первые дни. Стресс, вызванный переменой обстановки, и без того легко отражается на желудке. Если же к этому добавляется непривычный корм, понос почти обеспечен. На этот случай имейте наготове, например, полипефам или левомицетин.

-  Воспитание

Бернский зенненхунд легко поддается воспитанию. Профессор Хайм даже утверждал, что он рождается уже дрессированным и не нуждается, собственно, ни в каком вос­питании. К сожалению, дело обстоит не совсем так. Как и у других собак, развитию хороших задатков у зенненхунда нужно содействовать. Вы должны дать ему понять с первого дня, что вы не намерены терпеть определенные вещи. Будьте последователь­ны, но в то же время терпеливы и ласковы - бернец очень впечатлительная собака, и криками или даже ударами вы можете больше испортить, чем исправить. Чтобы он привык к своей кличке, подзывайте и приманивайте его почаще к себе. Как только он подойдет, погладьте его, похвалите и при случае наградите небольшим лакомым куском.

Перед первым выходом необходимо познакомить щенка с поводком и ошейником. Целесообразно позволить ему носить ошейник, не снимая в первые дни и ночи. Когда он прекратит попытки царапаньем освободиться от непривычной вещи, наступит момент взять его на поводок для небольшой прогулки. Первый опыт может не сразу удасться, но оставайтесь неизменно терпеливым. Мягким голосом и легким потягива­нием за поводок снова и снова привлекайте щенка на свою сторону. Иногда уступите ему, если он сядет или пойдет по другому направлению. Все должно начинаться в игре. Но когда подрастающая собака уже приняла поводок и ошейник как нечто само собой разумеющееся, никогда не позволяйте ей тянуть вас в разные стороны: ее фи­зическая сила быстро увеличивается, и выглядит некрасиво, когда большая собака скорее ведет вас, чем наоборот.

Как правило, собака идет с левой стороны своего хозяина. Только если вы едете на велосипеде, она занимает правую сторону, так как слева от вас движется транс­порт. Понятия «сидеть» и «место» отрабатываются также ежедневной тренировкой вслед за периодом привыкания щенка. Однако не растягивайте чрезмерно времени, отводимого на упражнения, иначе щенок переутомится и потеряет охоту к учению. Мы начинаем с команды «Сидеть!». Для этого мы непосредственно после команды хватаем щенка за ошейник или под горлом, а другой рукой мягко прижимаем книзу его заднюю часть. Команда «Сидеть!» при этом несколько раз повторяется. Как только он займет желаемое положение, тотчас же похвалите его.

Маленькая хозяйка Глаша любит баловать своих зенненхундов вкусненькой едой

Маленькая хозяйка Глаша любит баловать своих зенненхундов вкусненькой едой

Только когда щенок безупречно овладеет этим уроком, приучайте его к понятию «место». Для этого прижимаем его книзу за холку, одновременно настойчиво произнося команду. Это упражнение можно поддержать, вытягивая его передние лапы вперед. И эта команда постоянно повторяется. В конце каждого урока сразу же следуют похвала и поощрение. Для этой цели всегда имейте наготове какое-нибудь лакомство.

-  Желание убежать (от 4 до 8 месяцев)

После 4-го и до 8-го месяца жизни щенок начинает осознавать, какой огромный и ин­тересный мир его окружает. До сих пор всякий раз, когда вы его подзывали, он охотно являлся на зов, но теперь он постоянно занят изучением окружающего мира. Ему нужно и походить по следу, и, может быть, даже погонять кошек. Он вырастает и начинает грызть тесемки на фартуке. Это в порядке вещей. Вовсе не значит, что вам не повезло и у вас какой-то особенно непослушный и вредный щенок. Просто он взрослеет.

В этот период лучше гулять с ним на поводке или ограничивать место прогулки хорошо знакомой территорией, пока он не научится являться на зов. Иначе при­вычка игнорировать ваши команды закрепится, и потом вы уже не сможете ничего изменить. Как известно, профилактика — лучшее лекарство. Гораздо легче приучить собаку идти на зов до того, как разовьется привычка убегать от вас, чем переучивать ее после.

Если собака не откликается на зов, ни в коем случае не играйте с ней в «салочки», не пытайтесь догнать ее. Наоборот, попробуйте убежать сами, предоставляя ей возможность поймать вас. Если же этот номер не пройдет, наклонитесь к земле и сделайте вид, что
нашли что-то интересное. Любопытство заста­вит собаку подойти к вам. Если вы решили сами приблизиться к собаке, делайте это не спеша, пока расстояние между вами не сократится на­столько, что вы сможете спокойно взять ее за ошейник.

В этот период жизни у собаки режутся зубы, и она вынуждена грызть все, что попало, где угодно и в любое время. Собаки, как дети, ни­чего не могут с этим поделать. Ваша задача — подобрать для этой цели подходящие пред­меты: что-нибудь вроде косточек или игрушек. Если, несмотря на принятые меры, щенок все- таки грызет ваши любимые туфли (он, как все щенки, перепортит немало обуви, причем по одной туфле из каждой пары), постарайтесь сохранить спокойствие. Считайте, что вам преподали урок, где и как следует хранить свои вещи, чтобы щенок до них не добрался. Ругаться бессмысленно. От этого не исчезнет его потребность постоянно что-то грызть, он будет лишь бояться вас.

-  Как брать щенка на руки

Первое условие — берите щенка так, чтобы ему было удобно, и поддерживайте под заднюю часть. Если он еще очень маленький, возьмите его правой рукой снизу между передними ла­пами, при этом его задняя часть будет висеть у вас на запястье, затем слегка прижмите его к своему телу. Щенка постарше поднимайте двумя руками; левой рукой нужно под­держивать его переднюю часть, а правой — заднюю. Обе его передние лапы положите на свою левую руку, а сзади поддерживайте его правой рукой, прислонив при этом к себе. Вы можете нести его в одной руке, поместив свою правую руку между передними лапами, чтобы крепко держать его, прижав тело к себе, при этом его задняя часть будет у вас под правой рукой.
 

  • Обучение щенка простейшим действиям.

    - Как приучить собаку не кусаться

Если вы приучите свою собаку быть осторожной, когда она пускает в ход свои зубы и открывает пасть, это не лишит ее возможности сторожить или защищать, но она будет сознавать свою силу и научится ее контролировать.

Обучение начинается с раннего возраста, как только вы увидите, что у щенков уже очень острые зубы и, случайно наткнувшись на них, можно даже пораниться. Ма­
ленький щенок любит пробовать на зуб все, что ему попадется. Если щенок пытается укусить вас за руки или за ноги, вы должны сказать: «Фу, не кусаться!» и резко уда­рить его по носу. Именно резко ударить, потому что кто-то может побояться стукнуть щенка и лишь едва коснется его. Это поощряет щенка к тому, чтобы и дальше кусать своего хозяина за руку. Робкое «наказание» не приносит пользы и делает щенка более агрессивным. Один хороший удар, такой, чтобы щенок его почувствовал, заставит его перестать кусаться. Щенки очень быстро начинают уважать человека, который корректирует их поведение. Наказание стоит повторить, если у щенка окажется ко­роткая память. Как только ваш щенок докажет, что понимает, какого поведения вы от него ожидаете, вы сможете подправлять его словами: «Фу, не кусаться!».

Используйте эту команду всякий раз, когда щенок пускает зубы в ход: кусает кого-то другого, грызет перекладину стула, теребит диван, грызет тапочки или хва­тает зубами подлокотник в машине. Хозяин, который поощряет своего щенка, когда он кусается и допускает грубости в игре, создает у него плохие привычки. Такой щенок вырастет неуправляемым, станет грубым и агрессивным, с ним будет опасно находиться рядом. Собаки, которые росли без всякого контроля, становятся настолько непослушными, что хозяевам в итоге либо приходится самим дрессировать собаку либо отдавать ее профессиональному дрессировщику. В том и в другом случае собака будет противиться попыткам дрессировщика исправить ее поведение, и придется, увы, учить ее хорошим манерам с применением силы.

Бернские зенненхунды, которых передают из одного дома в другой, становятся настолько неуправляемыми, что у хозяев в конце концов лопается терпение. Поэто­му, если владелец обучит щенка «нормам поведения», пока тот еще маленький, с ним будет легко управляться всем, и он будет стараться угодить хозяину.

Приучайте своего щенка к осторожности, давая ему пальцами кусочек корма. Если он попытается схватить корм, скажите: «Фу!». Если он будет продолжать свои попытки, щелкните его пальцами по носу, а затем снова предложите корм, говоря при этом спокойным тоном: «Легче!». Если он возьмет корм осторожно, похвалите его. Снова и снова повторяйте этот урок. Спустя один-два урока вы заметите, что, если вы говорите: «Легче!» и затем секунду выжидаете, прежде чем давать ему корм, он будет уже действовать осторожно. Это очень важный урок, щенок легко и быстро усвоит его надолго.

Время от времени полезно проводить варианты такого урока. Например, если вы играете с игрушкой и щенок приходит в такое возбуждение, что начинает кусаться, мягко и ровно скажите ему: «Легче!». Если он хорошо усвоил урок с кормом, то он успокоится и будет играть осторожно.

-  Привычка попрошайничать

Хорошо воспитанная собака не попрошайничает у стола. Мы знаем, как трудно дает­ся многим владельцам собак не уступать во время обеда и не давать ничего со стола, когда малыш смотрит снизу вверх, наклонив голову, полными ожидания глазами. Но оставайтесь непреклонно твердыми. Ни вы, ни ваши гости не будете в восторге позднее, когда взрослая собака в ожидании подачки положит влажную морду на ска­терть. Лучше всего принять за правило, чтобы во время еды кухня и столовая были запретным местом для собаки.

-  Мы приучаем собаку оставаться одной

К сожалению, не всегда и не всюду можно взять собаку с собой. Для того чтобы она могла оставаться одна в квартире в течение нескольких часов, не царапая в дверь и не воя в голос, с самого начала оставляйте ее на короткое время одну в комнате. Как только она залает, вернитесь и накажите ее энергичным: «Фу!» или легким шлепком газетой. Повторяйте этот урок до тех пор, пока она не будет вести себя спокойно. Постепенно увеличивайте время своего отсутствия. В этом пункте мы еще никогда не имели трудностей с нашими собаками. Своим поведением мы даем им понять, что они не могут нас сопровождать. Разочарованно свертываются они на своем месте и просыпают все время нашего отсутствия. Не забудьте перед уходом убрать из ком­наты такие предметы, как обувь, электропровода, валяющиеся предметы одежды, книги и т. п. Щенки грызут всевозможные вещи именно, когда им скучно. Лучше, во избежание этой неприятности, дайте ему «поглодать» кость из буйволовой кожи или старую кожаную обувь, чтобы он не отгрыз каблука у ваших лучших туфель. Щенок также может перекусить телефонный провод.

-  Как отучить щенка от назойливых наскакиваний

Если ваш бернец не видел вас даже самое короткое время, при вашем появлении он так обрадуется, что будет на вас наскакивать с целью быть к вам как можно ближе. Быть может, вы находите это восхитительным у щенка, ведь он выражает свою при­вязанность к вам, но подумайте о том дне, когда малыш будет весить 50 кг, на вас будет выходной костюм, а он только что из сада — наверное, вы не будете в восторге от такого приветствия. Конечно, молодая собака может играть с вами, но дайте ей понять всегда одним и тем же жестом и словом, когда такое наскакивание запре­щено. Прижимайте его мягко, но последовательно за задние лапы с одновременной командой «Сидеть!». Через некоторое время будет достаточно возгласа и вытянутой руки, чтобы удержать собаку от наскоков.

Злата Зенненхунд России вл. Новикова
Злата Зенненхунд России вл. Новикова

-  Дрессировка щенков

Восьминедельный щенок полон жизни, энергии и сил. Он подобно губке готов впиты­вать все, что вы ему предложите. Он — вьючное животное, а вы — вьючный наставник. Он с удовольствием обратит все свое внимание на вас. Не теряйте драгоценного вре­мени, начните обучать его основному послушанию уже сейчас, до того, как он станет большим и трудным в управлении. Экипировка для тренировки щенка должна быть легкой. Вес его «одеяния» может расти по мере роста собаки.

Первое занятие с новым питомцем начните с того, что наденьте на него ошейник и пусть он погуляет в нем в вашем присутствии. Когда он привыкнет к нему, попы­тайтесь приучить его к поводку; это легко сделать, привязав его к дверной ручке, но чтобы он мог спокойно лечь, если ему захочется. Щенок может начать дергать ручку, но не вы! Он будет натягивать поводок и энергично пытаться высвободиться. Когда же он наконец успокоится и ляжет, вы можете к нему подойти, похвалить его и пре­кратить занятие. После нескольких таких уроков он будет спокойно воспринимать это. Продолжайте держать вашего питомца в ошейнике, пока он не привыкнет к поводку. Старайтесь водить его с левой стороны и постоянно хвалите.

Домашний коридор может стать хорошим местом для обучения команде «Ко мне!». Поставьте щенка в одном конце коридора, а сами встаньте в другом и позовите его (с
лакомством в кармане, конечно). Когда он подойдет к вам, погладь­те его, похвалите и угостите чем- нибудь; скоро он будет подходить к вам быстрее. Будьте терпеливы. Он все помнит и не простит нане­сенной обиды. Попытайтесь бро­сить ему что-нибудь (палку или перчатку), что найдете под рукой. Это поможет вам на следующем этапе. Если он поднимет то, что вы бросили, устройте суматоху и, если он убежит с этим от вас, не беспокойтесь; пойдите за ним, за­берите и бросьте опять. Пусть это будет для него игра. Если, таким образом, он будет держать что-то во рту, то это уже большой плюс. Привлекайте к игре других членов семьи или животных, которые у вас есть. Работайте над командами «Сидеть!», «Стоять!», «Лежать!». Только после обучения собаки в возрасте от 8 недель до 4 месяцев щенок может стать благоразумным, хорошим псом, если вы будете работать с ним в течение 10—15 минут в день.

Догоню!
Догоню!

Новые питомцы в доме могут нарушить привычный образ жизни. Они могут де­лать то, что вы не одобряете. В таком случае употребите слово «нет». Например, он схватил ботинок одного из ваших гостей. Вы берете его игрушку или жевательную косточку, говорите громко и отчетливо «Нет!» и быстро меняете ботинок на кость. Все это нужно проделывать очень быстро. После этого, погладив щенка, скажите: «Хо­рошая собака!». Таким образом, вы сможете исправить его плохое поведение. Если в следующий раз щенок не тронет ботинка, а возьмет одну из своих вещей, его снова нужно будет похвалить.

В четыре месяца щенок может превратиться в настоящего монстра: у него начнут резаться зубы, и он станет упрямым, перестанет подходить, когда вы его зовете, и заниматься с ним будет тяжело. Теперь вы можете тянуть его за ошейник, чтобы усилить команду, но будьте мягки; собака может стать совсем упрямой, и хорошо, если она уже усвоила команду «Ко мне!».

Если вы с вашим питомцем преодолели этот ранний этап, вам следует пригото­виться к периоду «юношества». Ваш любимец может быть послушным один день и непослушным другой. Вам покажется, что все усилия были напрасны. Это обычно происходит в возрасте 1—1,5 года. Вы не ошибетесь, если будете держать собаку на поводке. И теперь неважно, как хорошо она натренирована; этот период пройдет, будьте только терпеливы и выносливы. Вам будет легко с этим справиться, если вы хорошо обучили щенка послушанию. Подождите, пока этот бунтарский период прой­дет, и тогда вы сможете обучать питомца новым, неизвестным ему командам.

-  Приучение щенка к чистоплотности

Приучать щенка к чистоплотности надо с первого же дня его появления в доме. Нормаль­ный, здоровый щенок всегда оправляется после пробуждения, кормления и физической нагрузки, поэтому, как только он проснется, поест или закончит игру, его выносят на 5—7 минут на улицу или на балкон. Поступают так и в том случае, если увидят, что он собирается присесть или беспокоится и начинает суетливо бегать маленькими кружками и вынюхивать что-то в углах комнаты и у дверей. Если по каким-либо причинам часто вы­носить щенка для отправления естественных надобностей затруднительно, то застилают часть комнаты газетами и, как только заметят, что щенок собирается присесть, переносят его на газеты и слегка придерживают, пока щенок не оправится, после чего его хвалят. Убирая грязные газеты, оставляют маленький мокрый кусочек: в следующий раз запах привлечет сюда щенка. Если он ошибется и сделает лужицу где-нибудь в другом месте, это место вытирают, сначала промывают теплой водой, а затем протирают раствором уксуса, нашатырного спирта или марганцовки. Это уничтожит запах и предотвратит по­темнение пола. Чтобы приучить щенка оправляться на газеты, требуется всего несколько дней. Когда он привыкнет к этому, оставляют застеленным газетами только небольшой участок пола. Газеты можно размещать не на полу, а на деревянном или металлическом поддоне с песком, который меняют по мере загрязнения.

-  Приучение щенка к кличке

Кличку собаки владелец выбирает по своему желанию. Она должна быть короткой, звонкой и не очень распространенной. Нельзя в одном помете называть двух щенков одинаковыми кличками. Неэтично называть собак именами людей.

К кличке щенка приучают с месячного возраста. Лучше всего это делать во время подзыва щенка на прогулках. Во время игры с ним громко и четко произнесите кличку и, как только щенок обратит на это внимание, немедленно поощрите его поглаживанием и лакомством и повторите кличку. С этой же целью используйте каждое корм­ление. Держа в руках миску с кормом, произнесите кличку и, когда щенок обратит на вас вни­мание, поставьте миску на место и покормите его, повторив при этом кличку. Поступайте так несколько раз в день, используя моменты, когда щенок чем-нибудь занят.

Кличка всегда должна произно­ситься в призывной интонации, ее нельзя искажать или заменять ласковыми прозвищами.

Счастливое детство
Счастливое детство

Обычно щенок быстро привы­кает к своей кличке и живо на нее реагирует.

-  Приучение щенка к ошейнику

Ошейник щенку надевают с 1,5—2-месячного возраста. Он должен быть мягким, легким и свободным, чтобы не давил шею. Вначале нужно познакомить щенка с ошейником: показать его и дать обнюхать. Первый раз на щенка надевают ошейник за несколько минут до кормления, желательно в процессе игры, незаметно. Во время кормления щенок занят пищей и меньше реагирует на ошейник. После кормления желательно вынести щенка на улицу на руках и отпустить побегать там, где он дол­жен «выгуляться». После возвращения домой следует снять ошейник и надеть вновь перед следующим кормлением. После неоднократного повторения этой процедуры (обычно к 3—4 месяцам) вид ошейника вызывает у щенка желание самостоятельно подставить голову, получить пищу и идти на прогулку.

-  Приучение щенка к поводку

В возрасте двух месяцев щенок уж очень быстро бегает. Он может выскочить на про­езжую часть улицы и попасть под машину. Возникает необходимость в прогулках на длинном поводке.

Выбирают длинный поводок, веревочный или из прочной тесьмы, дают щенку по­нюхать и незаметно пристегивают к ошейнику. Затем отбегают от щенка, чтобы он последовал вдогонку за хозяином с волочащимся поводком. После продолжительной игры отстегивают поводок, а через некоторое время пристегивают вновь. Через не­сколько дней щенок привыкнет к поводку и не будет его бояться. Поводок постепенно укорачивают, и, давая щенку лакомство, прогуливают его на поводке, не допуская, чтобы щенок кусал его или тянул. Ни в коем случае нельзя использовать поводок для наказания щенка.

-  Приучение щенка садиться по команде

В возрасте полутора-двух месяцев приучают щенка садиться по команде. Обучение лучше всего начинать дома. Перед кормлением берут собаку на поводок и распола­гают ее перед собой. Затем четко, спокойным голосом произносят команду «Сидеть!» и, придерживая щенка за поводок левой рукой, правой подносят к его носу кусочек пищи, зажатый в ладони. Как только щенок коснется носом ладони и попытается до­стать кусочек пищи, ладонь медленно уводят за голову щенка, вверх и назад. Щенок тянется за лакомством, задирает голову вверх, и если ему немного помочь (придер­жать за поводок или легко надавить на круп), то он сядет. Как только щенок сядет, повторяют команду «Сидеть!», вслед за ней ласковым тоном произносят «Хорошо!» и дают щенку лакомство. После многократных повторений этого приема щенок усвоит навык, и в дальнейшем вместо лакомства можно будет произносить только воскли­цание «Хорошо!» и поглаживать щенка.

Приучение щенка ложиться по команде

После того как щенок научится садиться по команде, приступают к обучению его команде «Лежать!». Сидящему у левой ноги щенку показывают лакомство, зажатое в правой руке, протягивают лакомство вперед и вниз, одновременно нажимая на холку щенка, не давая ему встать, и дают команду «Лежать!». Как только щенок лег, ему сразу же дают лакомство, находящееся в правой руке, и произносят «Хорошо!». После отработки команды «Лежать!» из положения сидя приступают к отработке этого навыка на расстоянии 1—2 м, постепенно увеличивая время между выполнением команды и дачей лакомства, предупреждая попытку изменить положение повторной командой «Лежать!» с угрожающей интонацией.

Обучение команде «Лежать!»
Обучение команде «Лежать!»

-  Приучение щенка стоять по команде

Этот навык вырабатывается в возрасте 5—7 месяцев после выработки условных рефлексов на команды «Сидеть!» и «Лежать!». Навык на команду «Стоять!» отраба­тывается в следующей последовательности: сидящему у ноги щенку подают команду «Стоять!» и левой рукой приподнимают его туловище в области живота. Как только щенок встал, его ободряют поглаживанием, повторяя восклицания «Стоять!» и «Хоро­шо!», а затем дают лакомство. При попытке щенка сесть левую руку снова кладут под живот, поддерживая его в стоячем положении и повторяя команду «Стоять!». После того как навык на команду будет приобретен, переходят к отработке этого навыка из лежачего положения и на расстоянии до 10 м с выдержкой в течение 30 секунд.

-  Команда «Рядом!»

Необходимо научить собаку ходить с левой стороны. Поводок нужно держать в правой руке, а левой рукой держать остаток поводка над головой собаки. При необходимо­сти ослабляйте поводок левой рукой или, наоборот, приподнимайте его над головой собаки. Идеально, если голова собаки находится рядом с вашим левым коленом. В начале упражнения поставьте собаку слева. Выставьте левую ногу, чтобы сконцен­трировать ее внимание на команде. И веселым, добрым голосом произнесите ее имя и команду «Рядом!». Если собака идет с трудом, хлопните по колену и позовите ее в ту же самую позицию. Как только щенок подойдет, похвалите его и дайте что-нибудь, а сами не останавливайтесь и продолжайте идти. Если он остановится, повторите всю процедуру, продолжайте хлопать по колену и угощать чем-нибудь. Продолжайте быстро двигаться, потому что если собака возьмет привычку работать медленно, то в дальнейшем она будет лениво откликаться на команды. Но в то же время не бегите, чтобы ваш бернец не привык ходить слишком быстро, и не тяните сильно поводок, чтобы его не пришлось тащить. Ослабьте поводок, удивите щенка неожиданными поворотами вправо и влево. Поворачивайтесь, выставляя вперед левую ногу. Щенок непременно это заметит и начнет двигаться. Если же он не реагирует, позовите его снова и, когда он пойдет в ногу, похвалите и дайте ему вознаграждение. Не обращайте внимания на ошибки и награждайте за успехи. Если, повернувшись, щенок за вами не последует, не наступите на него, поворачивайтесь аккуратно.

-  Команда «Ко мне!»

Когда вы идете вперед, а ваш щенок движется слева на нормальной скорости, приоста­новитесь, чтобы провести щенка и посадить его перед собой. Начиная движение с левой ноги, отбегите назад, одновременно высоким, ласковым голосом произнесите его имя и команду «Ко мне!». Ослабьте поводок, а затем начните тянуть его на себя, аккуратно наматывая и отбегая. Как только щенок встанет перед вами, снова похвалите и дайте лакомство. Это более формальная версия того, что он уже выучил в коридоре, поэтому щенок должен чувствовать себя достаточно удобно и должен быть очень горд собой. Эта процедура должна быть игрой, перед которой малыш не сможет устоять. Пусть это будет весело. Если щенок не расположен к игре, оставьте затею до следующего раза. Случается даже, что щенок может несколько недель или месяцев ничего не делать. Каким бы уверенным в себе щенок ни казался, помните, он очень чувствителен.

Несмотря на безусловную необходимость домашней работы со щенком, лучший способ подготовиться к выставке — это прийти в группу для тренировки: ваша собака привыкнет к работе рядом с другими, и вас научат всем тонкостям, которых следует ожидать на выставке. Подобные тренировки проводятся Российским национальным клубом «Бернский зенненхунд», где есть группы для различных уровней подготовки.

-  Как научить собаку ездить на машине

Когда вы в первый раз везете щенка в машине, поездка станет малышу гораздо при­ятней, если он сможет свернуться калачиком рядом с вами на сиденье. Он сразу же почувствует себя в безопасности и получит удовольствие от своей первой поездки. Имейте под рукой старое одеяло или полотенце на тот случай, если его укачает. Сотни щенков с первого раза привыкают ездить, и их никогда не укачивает, но есть и такие, которых удается приучить к машине только после многочисленных коротких поездок. По мере того как они привыкают, поездки можно постепенно удлинять. Откройте одно или два окна, чтобы щенку хватало свежего воздуха.

Хорошо бы с самого начала приучить щенка спокойно сидеть во время движения. Собаки, которые бросаются от одного окна к другому или перескакивают с переднего сиденья на заднее, или те, которым позволяют лаять, скоро утомляют хозяев и соз­дают опасность при вождении. Если вы хотите, чтобы ваш щенок ездил в машине, вы должны заставить его хорошо себя вести. Пусть кто-то другой ведет машину, пока вы будете корректировать его поведение. Каждый раз, когда он встанет, говорите ему: «Фу, сидеть!» и заставляйте сесть, нажимая ему на задик. Когда щенок сядет, спокойно похвалите его. Возможно, что это придется повторить десятки раз, но это стоит того, чтобы иметь хорошо воспитанную собаку. Предположим, вы хотите научить щенка ездить в задней части салона. В таком случае постелите на пол толстый нескользящий коврик, чтобы щенок мог вцепиться в него лапами и не соскальзывать. Ничто так не пугает щенка, как езда в задней части салона со скользким резиновым покрытием. Там он не чувствует себя в безопасности, потому что при каждом повороте, торможении или толчке машины он едет по полу и ничего не может с этим поделать.

Если щенок будет ехать с собакой постарше, которая приучена к езде, он очень быстро станет следовать примеру более взрослой собаки. Если же он один, на заднем сиденье должен находиться человек, который бы и учил его ложиться по команде. Ощущая рядом человека, который говорит с ним, иногда наклоняется, гладит его, щенок чувствует себя намного увереннее.

Чтобы научить ездить в машине собаку постарше, нужно все делать так же, если речь идет, разумеется, о собаке, которая боится машин. В таком случае вам предсто­ит сначала завоевать ее доверие. Во-первых, вы должны взять ее на поводок и дать собаке понять, что сейчас произойдет нечто необыкновенное, приятное, спросив ее многообещающе взволнованным тоном: «Хочешь покататься?». Сядьте рядом с ней в машину или возьмите ее на руки, если она упрямится. Пусть она посидит с вами на сиденье минут десять, также на следующий день, а на третий попробуйте то же самое при включенном моторе.


Поехали покатаемся

Так продолжайте в течение недели, затем попробуйте при этом вывезти машину из гаража, пусть машина постоит десять минут во дворе, а потом поставьте ее обратно в гараж. Не забывайте все время разговаривать с собакой, успокаивать и хвалить ее. Такой медленный метод — самый простой и дает наилучшие результаты. Когда вам удастся проехать пару километров вокруг квартала, вы можете постепенно увели­чить расстояние до пятнадцати километров. Если вы собираетесь проделать путь больше двадцати пяти километров, неплохо дать собаке за час до поездки какие-

нибудь таблетки от укачивания. Может быть, пройдет много недель, пока она станет по-настоящему хорошо переносить поездки в машине, но стоит затратить усилия, чтобы потом иметь в дороге приятного попутчика и надежного защитника.

Научите собаку сидеть возле машины и забираться в нее только по команде. И после поездки она должна терпеливо сидеть и ждать, пока вы выйдете и скомандуете: «Гулять!». Воспитанные собаки нравятся всем, и если при каждой поездке с собакой вы затратите несколько минут на практические занятия, то получите именно такую собаку.

Если в длительную поездку вы берете с собой собаку, не забудьте прихватить миску для воды. Собакам хочется пить гораздо чаще, чем нам. Неплохо также взять из дома емкость с водой, так как нередко случается, что смена воды вызывает у собак понос. Если ваша собака ест определенный тип корма, не забудьте взять с собой за­пас, чтобы вам не пришлось заменять его чем-то другим, что также может привести к расстройству пищеварения. В машине всегда должен быть короткий и длинньи поводок. Вам могут понадобиться оба. Если нужно остановиться, чтобы выгулять со баку, непременно берите ее на поводок.

Иногда спрашивают, рекомендуется ли перевозить собаку в клетке. На этот вопрос не однозначного ответа. На наш взгляд, предпочтительнее научить собак прилично вести себ в машине, где они могут пользоваться свободой. Если им хочется подвигаться (конечн если есть место), сменить положение, расправить ноги, попить, поиграть с игрушкой ш растянуться на полу, они всегда могут это сделать. Любую ситуацию мы рассматривае прежде всего с точки зрения собаки; обученной собаке можно дать свободу, а не держа ее взаперти. Клетки практичны для перевозки необученных собак; также это наибол безопасный способ, когда есть необходимость одновременно перевезти нескольких соб Собаководу, имеющему выставочных собак, которых совсем не обучали, легче перевес их в клетках, чем обучать. Он может оставить одну собаку в клетке в машине, пока noi зывает другую. Ему не нужно беспокоиться, что в его отсутствие собаки сгрызут обив передерутся или как-то напроказят. Да и собака бывает более активна на ринге поро если до этого она какое-то время находилась в клетке.

Если вы решите перевозить своего щенка или собаку в клетке, сначала приу те его к ней дома. На дне клетки должна быть подстилка или коврик, чтобы ще было и уютно, и удобно. Пусть щенок войдет в клетку и ляжет на коврик, погла/ его, пусть он постепенно привыкает оставаться в клетке какое-то время. Проя! терпение — и ваш щенок научится любить свою клетку и не будет расстраива’ тогда, когда ему придется оставаться в ней.

  • Лакомство для дрессировки

Если вам тяжело подобрать подходящее лакомство для дрессировки, то можете воа зоваться этим рецептом. Он так же хорош и для выставок, хотя немного суховат. На ] собака скачет вокруг вас в ожидании сладкого печенья, которое более мягкое, но i приемлемо для собаки. Нижеследующий рецепт представляется более подходящ

1 ст. кукурузных хлопьев, 1 ст. муки;

0,5 кг сырой печени;

—1—2 головки чеснока.

Положите все вместе и перемешайте. Добавьте немного растительного м, выложите полученную смесь на противень слоем толщиной 15 мм. Готовьте пр

пературе 400 градусов в течение 12—15 минут или пока печенье не станет твердым на ощупь. Используйте немного для дрессировки, остальное оставьте в холодильнике. Не рекомендуется кормить собаку хот-догами: они полны нитратов, которые могут привести к различным заболеваниям. Если ваша собака любит морковь, яблоки или апельсины, кормите ими как можно чаще. Если какая-либо пища плоха для вас, сле­довательно, она плоха и для вашей собаки.

  • Буксировка лыжников

Бернские зенненхунды могут быть отличными помощниками для увеличения скорости и облегчения передвижения лыжников по снежному покрову. Они могут участвовать в зимних туристических походах, в лыжных спортивных соревнованиях и прогулках. Кроме того, буксировка лыжников способствует их физическому развитию.

К дрессировке привлекаются физически развитые собаки. Дрессировка собак для буксировки лыжников может проводиться без помощников, но с помощниками про­цесс дрессировки ускоряется. В качестве помощника следует привлекать человека, хорошо известного собаке.

К специальным навыкам собак — буксировщиков лыжников относятся:

движение впереди;

буксировка лыжника;

замедление и прекращение движения;

изменение направления движения.

К дрессировке приступают после того, как собака приучена к шлейке, подходу к хозяину, стоянию на месте, прекращению нежелательных действий.

Прокати меня с ветерком
Прокати меня с ветерком

-  Приучение собаки к движению впереди

Выработка навыка обеспечивает движение собаки впереди на натянутом поводке.

Условный раздражитель — команда «Вперед!». Вспомогательные условные раз­дражители — восклицание «Хорошо!» и кличка собаки.

Безусловные раздражители — воздействие поводком (3—4-метровой длины) и лакомство.

Дрессировка проводится в надетой на собаку шлейке и с пристегнутым поводком. Для занятий нужно выбрать уединенную площадку без отвлекающих раздражителей.

Навык вырабатывается следующим образом. Выгуляв собаку, хозяин подзывает ее к себе. Поставив собаку с левой стороны, он подает ей команду «Вперед!» и двигается с ней прямо. Если собака не идет впереди, он переходит на бег, увлекая ее за собой, повторяя команду «Вперед!» и стараясь при этом отстать от собаки на длину поводка. При стремлении собаки бежать впереди ее следует поощрять восклицанием «Хоро­шо!». Пробежав небольшое расстояние (70—100 метров), погладьте собаку и дайте ей лакомство. После небольшого перерыва упражнение повторяется на каждом занятии 3—4 раза. Расстояние пробежки постепенно увеличивается до 200—300 метров.

Для побуждения собаки двигаться по команде «Вперед!» можно использовать помощника.

Первый способ. К занятию привлекается помощник (хорошо знакомый собаке чело­век). Собака выводится до кормления или через 3—4 часа после него. На месте занятий помощник, подойдя к собаке и дав лакомство, начинает отходить от нее вперед. При этом он несколько раз произносит кличку собаки. Как только помощник отойдет на расстояние 30—50 метров, хозяин подает команду «Вперед!» и догоняет с собакой уходящего помощника. Помощник поощряет собаку. Упражнение повторяется 2— 3 раза, а «преследование» помощника проводится на все большее расстояние, и он уходит из поля видимости собаки. Хозяину требуется добиться, чтобы собака бежала впереди него на натянутом поводке.

Второй способ. Сначала уходит хозяин, а помощник остается с собакой на месте. За­тем помощник, подав команду «Вперед!», догоняет с собакой хозяина.

-  Буксировка лыжника, замедление и прекращение движения

Эти навыки отрабатываются в комплексе. Выработка их имеет целью приучить со­баку к буксировке лыжника в различных условиях, изменять темп движения при буксировке и останавливаться по команде.

Условными раздражителями при выработке этих навыков являются команды «Впе­ред!», «Тихо!», «Стой!». Вспомогательный раздражитель — восклицание «Хорошо!».

Безусловные раздражители — лакомство, натяжение поводка.

Навык вырабатывается следующим образом. После того как собака по команде «Вперед!» приучится быстро и безотказно ходить впереди, хозяин встает на лыжи и подает команду «Вперед!».

Сначала следует облегчить собаке движение, идя на лыжах за ней. В дальнейшем нужно все больше заставлять собаку тянуть себя, помогая ей лишь в трудных местах, например на подъемах. Если собака проявляет вялость и недостаточный темп движения, впереди нее пускают помощника, уходящего на лыжах, а хозяин с собакой преследует его.

Как только собака станет буксировать лыжника в желаемом для него темпе, ее начинают приучать к замедлению темпа и прекращению движения. Для этого хозя­ин, подав команду «Тихо!», лыжами или с помощью лыжной палки притормаживает движение собаки. Если собака снижает темп движения, ее поощряют восклицанием «Хорошо!». Пройдя некоторое расстояние в замедленном темпе, хозяин командой «Вперед!» заставляет ее вновь усилить темп движения, а затем снова использует команду «Тихо!» и т. д. Занятия надо проводить с учетом рельефа местности.

Для остановки собаки хозяин подает команду «Стой!» и при помощи торможения лыжами и рывка поводком заставляет собаку остановиться. Если собака выполнила команду, ее следует поощрить поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!» и предоставить отдых.

-  Изменение направления движения

Выработка у собаки этого навыка обеспечивает повороты и изменение направления движения при буксировке лыжника.

Условными раздражителями являются команды «Вправо!», «Влево!». Вспомога­тельный условный раздражитель — восклицание «Хорошо!».

Безусловные раздражители — натяжение поводка, лакомство. Для воспитания у со­баки навыка поворота вправо хозяин, идя за собакой на лыжах в прямом направлении, подает команду «Вправо!» и немедленно сокращает длину поводка, приближаясь к собаке с правой стороны. Повторив вновь команду «Вправо!», он с помощью поводка и поворота вправо на лыжах заставляет собаку изменить направление движения, после чего отстает от собаки, удлиняя поводок. Такие упражнения повторяются несколько раз.

После того как собака начинает по одной лишь команде «Вправо!» выполнять по­ворот, ее приучают к повороту влево. При этом хозяин, подойдя к собаке и подавая команду «Влево!», сам тоже делает поворот влево.

Когда собака начнет выполнять все команды, необходимые для буксировки лыжни­ка, вводят усложнения. Постепенно увеличивают расстояние буксировки и скорость движения, буксировку проводят на различной местности, при наличии подъемов и спусков, по дорогам, лыжне и без нее, при наличии отвлекающих раздражителей (людей, других собак и т. д.).

При выработке навыка буксировки лыжника возможны следующие типичные ошибки.

  1. Грубое обращение с собакой при надевании шлейки и попытках сбросить шлейку. Это вызывает у собаки боязнь шлейки и скованность движений.
  2. Частое повторение команды «Вперед!» без дополнительного побуждения собаки к движению впереди хозяина, что вызывает угасание условного рефлекса на эту команду.
  3. Постоянное использование помощников, идущих впереди собаки. У собаки воз­никает нежелательная связь — бежать впереди хозяина только при наличии по­мощника.
  4. Приучение собаки к буксировке лыжника только по дороге и лыжне. В результате она отказывается буксировать лыжника по снежной целине.
  5. Проведение буксировки лыжника без оказания собаке помощи в трудных местах (на подъемах, при глубоком снеге). Это быстро утомляет собаку и снижает темп ее движения.
  6. Частая буксировка без учета физического состояния собаки. Это может вызвать перетренированность и отказ собаки работать. 

 Из книги Е. Федоровичевой и Л. Шевыровой
Бернский зенненхунд "Содержание и уход"